8 шагов прохождения налоговой проверки в 2019 году



Они говорят, что это позволяет вам указать область для хранения важной информации о вашем сайте в области <head>, а также открывающие теги <html>, <body> и <div class = ”container”>.

Шаг 1 – выяснить собственную степень риска

С 1 января 2019 осуществляется категорирование всех налогоплательщиков по степеням риска согласно системе управления рисками (СУР). При этом под риском понимается вероятность неисполнения или неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли или могут нанести ущерб государству.

Степень риска рассчитывается раз в полугодие, а результаты анализа направляются налогоплательщику посредством извещения в web-приложении “Кабинет налогоплательщика”. В начале января 2019 года все юридические лица получили информацию о присвоении им степени риска – низкой, средней или высокой.

Шаг 2 – проверить список выборочных проверок на текущее полугодие

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) выборочные налоговые проверки;

2) внеплановые налоговые проверки.

Выборочные проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесённых к высокой степени риска с наибольшим показателем вероятности.

Следовательно, всем организациям, получившим извещение о высоком уровне риска, необходимо ознакомиться со списком проверок на текущее полугодие на сайте Генеральной прокуратуры РК.  

Шаг 3 – подготовиться к налоговой проверке

Если вы обнаружили наименование собственной фирмы в списке компаний, подлежащих проверке, необходимо сделать глубокий вдох, выдохнуть и незамедлительно начать подготовку.

Необходимо составить общий план подготовки с указанием точных сроков и ответственных лиц. Чем больше проблемных вопросов затронет проверка, тем лучше, как минимум необходимо провести проверку наличия учётной политики и налоговой учётной политики и их соответствие законодательным нормам; проверку наличия и правильности заполнения всех первичных документов, налоговых регистров и налоговых отчётов; инвентаризацию запасов, основных средств и денежных средств; сверку со всеми контрагентами за период проведения проверки; подготовку помещений, проверку всех компьютеров, носителей информации.

В случае обнаружения ошибок необходимо сдать дополнительные налоговые отчёты до получения предписания на проведение налоговой проверки.

Шаг 4 – подготовить работников к налоговой проверке

Проверяющие имеют право вести опрос сотрудников компании в ходе проведения налоговой проверки. Соответственно, каждый сотрудник должен знать, на какие вопросы он может отвечать, а ответы на какие вопросы не входят в их компетенцию. Например, простой вопрос о размере заработной платы или способе её выдачи может поставить в тупик неподготовленного сотрудника, что вызовет ненужные подозрения. В то же время ответ на сложные вопросы, запрос на предоставление какой-либо документации, осуществление доступа в помещения организации не должны предоставляться без прямого распоряжения руководителя.

Шаг 5 – встреча проверяющих

 Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику.

Датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания. Предписание должно быть зарегистрировано в управлении Комитета по правовой статистике и специальным учётам и содержать номер регистрации. Законность проверки можно проверить по номеру регистрации в мобильном приложении Qamqor или на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК.

Ваше право – отказать должностным лицам налоговых органов в доступе на территорию, если они не указаны в предписании. 

Шаг 6 – прохождение налоговой проверки

Права и обязанности должностного лица налогового органа и налогоплательщика при проведении налоговой проверки установлены статьями 155 и 156 Налогового кодекса РК. Главное, необходимо помнить, что предприниматель в ходе проведения налоговой проверки вправе:

1) требовать от должностных лиц налоговых органов предъявления предписания о проведении налоговой проверки и служебных удостоверений;

2) не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки, а также к периоду, указанному в акте;

3) не исполнять не основанные на законе запреты органов контроля и надзора или должностных лиц, ограничивающие деятельность организации;

4) фиксировать процесс осуществления проверки с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;

5) привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав;

Предприниматель в ходе проведения налоговой проверки обязан:

1) обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам налогового органа и предоставить им рабочее место;

2) представлять по требованию должностных лиц налогового органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на электронном носителе;

3) представлять учётную документацию, составленную налогоплательщиком;

4) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверки;

5) обеспечить безопасность лиц, прибывших для проведения проверки, от вредных и опасных производственных факторов;

6) в случае получения уведомления находиться на месте проведения проверки в назначенные сроки;

7) обеспечить проведение инвентаризации в ходе налоговых проверок;

8) давать по требованию должностных лиц налогового органа письменные и устные пояснения по вопросам деятельности организации;

9) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы.

Шаг 7 – обжаловать результаты налоговой проверки

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При выявлении налоговой проверкой нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, дополнительно выносится уведомление о результатах проверки.

Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах проверки, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты проверки.

В случае несогласия с уведомлением о результатах проверки налогоплательщик вправе:

1) подать жалобу в уполномоченный орган (Министерство финансов РК) в течение 30 рабочих дней;

2) обжаловать уведомление в суде в течение 3 месяцев.

Подача жалобы (заявления) налогоплательщиком в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части.

Уполномоченный орган и суд выносит одно из следующих решений:

1) оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения;

2) отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью или в части.

 При этом, если по результатам налоговой проверки имеется постановление о привлечении к административной ответственности, такое постановление подлежит обжалованию отдельно в порядке, установленном административным законодательством. 

Шаг 8 – оплатить суммы начисленных налогов, пени и штрафов

В случае оставления уполномоченным органом и/или судом уведомления о результатах проверки без изменения налогоплательщик обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, с учётом сроков приостановления.

Если сумма доначислений после рассмотрения в уполномоченном органе и/или суде составляет более 50 000 МРП (в 2019 это 126 250 000 тенге), то возникает риск привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет согласно статье 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Следует отметить, что порог «крупного ущерба», превышение которого грозит уголовной ответственностью, с января 2019 года был повышен с 20 000 МРП до 50 000 МРП, сразу в 2,5 раза, что должно положительно отразиться на бизнес-климате страны. 

В завершение этого небольшого экскурса по теме налоговой проверки хотелось бы напомнить слова Бенджамина Франклина: «В этом мире неизбежны только смерть и налоги».