Согласно выводам из исследования довольно известной компании Gartner, на руку компаниям играет, напротив, меньшая диверсификация – если они входят в меньшее число отраслей или географических регионов, или же имеют более простую продуктовую линейку по сравнению со своими конкурентами. Звучит странно с учетом того, что мы знаем о диверсификации, но давайте попробуем разобраться в базовой логике.
По мнению исследователей, крупнейшие мировые компании сегодня столкнулись с темпами роста затрат, которые Gartner считает неоправданными. Согласно данным компании, с 2014 по 2017 гг. 1200 представителей S&P Global продемонстрировали значение показателя совокупного годового прироста затрат, в 1,8 раз превышающее значение показателя совокупного годового прироста выручки (подробнее – в недавнем отчете). Просто для сравнения, в период, последовавший сразу за финансовым кризисом (2010-2013 гг.), затраты едва-едва перекрывали по темпу роста выручку.
“Тише едешь – дальше будешь”, как говорится. А что сейчас? Новая экономическая реальность и небывалая конкуренция оказывают подстегивающее, при этом пагубное влияние на структурирование затрат мировыми компаниями. Среди основных факторов влияния – тарифы и геополитические факторы, оказывающие давление на цены на средства производства и промежуточную продукцию; ожидания информированных клиентов относительно продуктов, лучше заточенных под их специфические потребности; новые технологии (искусственный интеллект и машинное обучение, роботехника, беспилотники, дроны и т.д.); общие трансформационные процессы в различных отраслях, которые приводят к росту конкуренции.
Как же тут быть? Лишь очень немногие среди S&P 1200, в районе 5%, попадают в категорию, которую Gartner называет “лидерами эффективного роста”. Чтобы считаться таковыми, компании обязаны соответствовать трем критериям:
- Демонстрировать долгосрочный рост выручки – то есть находиться в верхнем квартиле среди других участников рынка по показателю совокупного годового прироста (“CAGR” – compound annual growth rate) по выручке в течение последних 8 лет
- Демонстрировать долгосрочное сокращение затрат – также находиться в верхнем квартиле по тому же показателю совокупного сокращения затрат за последние 8 лет
- Демонстрировать рост краткосрочной выручки и маржи прибыли – занимать верхний квартиль среди других участников рынка с точки зрения общего количества лет, когда происходил одновременный рост прибыли и показателя EBIT, то есть выручки до уплаты процентов и налогов.
Как комментируют представители Gartner, очень немногие, таким образом, могут считаться эффективными в плане роста, потому что управление затратами – особенно непростая задача в сегодняшние времена быстрого роста. Но это не значит “невозможная”. Самые эффективные с точки зрения роста компании подходят к этому несколько с другой стороны, в отличие от своих конкурентов. Вместо того чтобы “с наскока” ориентироваться на рост и заниматься анализом затрат уже потом, они отталкиваются от самих затрат, что позволяет им очень выгодно обособиться от конкурентов. Как именно?
Прежде всего, они не гонятся за диверсификацией: эффективно растущие компании растут на ограниченном числе секторов/отраслей/рынков/направлений – в среднем, на 18% меньшем, чем у конкурентов. Вхождение в новую отрасль требует очень серьезных инвестиций, причем до 81% всей структуры затрат определяет как раз отрасль, и лишь оставшиеся 19% – сами управляющие, говорит Gartner. Из этого следует, что управление фиксированными расходами (которые компания неизбежно несет при выходе на новые рынки) является эффективной основой прибыльного роста.
Далее, у эффективно растущих компаний – более простые продуктовые линейки, с общим числом наименований, примерно на 24% меньшим, чем у конкурентов. Это позволяет прочнее держать свою долю рынка. По мнению исследователей, эффективные лидеры – это те, которые получают выгоды от более простых портфелей товаров и услуг, а выгода от них в том, что такие продуктовые линейки легче поддерживать финансовой команде и отделу маркетинга.
И наконец, эффективно растущие компании концентрируют около 20% своей выручки в географическом регионе наибольшего присутствия – то есть они не только смотрят на регионы, где фактически ведут свою деятельность, но и заботятся о сохранении отношений с клиентами в этих регионах, а отношения с клиентами, как хорошо известно – очень ценный нематериальный актив. Конечно, современный мир становится все более глобализированным, но это не значит, что экономия благодаря “умной” локализации теперь не имеет никакого значения. Скорее наоборот – она важна как никогда.
Источник: https://www.cfo.com/